Понедельник, 09 июля 2018 года

Ученые объяснили, почему лекарства не могут уничтожить ВИЧ в организме человека

cbio.ru,   7 февраля, 2015 10:24
<p>Латентный резервуар ВИЧ скрывается в иммунных клетках памяти</p>
Латентный резервуар ВИЧ скрывается в иммунных клетках памяти
Автор: pbs.org
Препараты для лечения ВИЧ эффективно подавляют развитие инфекции, но они не способны полностью уничтожить вирус в организме человека. Ученые из Университета Рокфеллера выяснили, что это обусловлено тем, что лекарства не могут воздействовать на скрытые резервуары латентного вируса в белых клетках крови.

По словам ученых, если бы они получили больше информации об этом пуле латентного вируса, то смогли бы не только контролировать течение ВИЧ, но и вылечить инфицированных людей.

Как пишет cbio.ru, ученые получили новые данные о том, какие клетки в организме ВИЧ-инфицированного человека предположительно скрывают затаившуюся угрозу. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell.

"Недавно было продемонстрировано, что ВИЧ-инфицированные белые клетки крови могут со временем пролиферировать, что приводит к образованию большого числа клонов, содержащих генетический материал ВИЧ. Результаты нашего исследования напротив показали, что источником латентного резервуара вируса являются покоящиеся клетки, которые никогда не делились", - говорит один из авторов исследования Лилиан Кон, выпускница Лаборатории Молекулярной Иммунологии Мишеля Нассенцвейга.

Главной мишенью ВИЧ в организме человека являются CD4 лимфоциты, один из типов Т-клеток, участвующих в начале иммунного ответа. Вирус встраивается в ДНК CD4 лимфоцитов, "захватывает" синтетический аппарат клетки и начинает активное производство своих копий, способных инфицировать другие клетки, что неминуемо приводит к их гибели.

Антиретровирусные лекарственные препараты, подавляющие ВИЧ-инфекцию, не позволяют вирусу захватить клетку. Однако, не всегда вирус вызывает активную инфекцию, он может сохраниться в организме в виде неактивного фрагмента ДНК, спрятавшегося в геноме клетки-хозяина. В этом случае у лекарственных препаратов нет мишени, которую они должны разрушить, и инфекция остается латентной.

Однако чаще всего в организме человека происходит нечто среднее. Ученые отмечают, что обычно некоторое количество вирусных копий встраивается в геном клеток и наносит им вред. В результате возникает истощение иммунной системы организма, что делает человека чувствительным к развитию потенциально фатальных оппортунистических инфекций в течение многих лет и даже десятилетий после первичного инфицирования.

Если пациент прекращает принимать антиретровирусные препараты, инфекция возобновляется. Вирус может вызвать развитие СПИДа даже через 20 лет после первичного инфицирования

"Если пациент прекращает принимать антиретровирусные лекарственные препараты, инфекция возобновляется. Удивительно, что вирус может вызвать развитие СПИДа через 20 лет после первичного инфицирования", - отметила Кон.

По мнению ученых, латентный резервуар вируса может скрываться в одном из типов CD4, а именно - в долгоживущих клетках памяти, которые помогают иммунной системе «помнить» специфичных патогенов. Когда эти клетки повторно встречаются c патогеном, они стимулируют пролиферацию Т-клеток (так называемая клональная экспансия), и вторичный иммунный ответ происходит в более краткие сроки. В ходе предыдущих исследований ученые предположили, что в ходе клональной экспансии происходит пролиферация вируса, способного заражать новые клетки.

Кон и ее коллеги исследовали клонированные (полученные в ходе вторичного иммунного ответа) и уникальные (зараженные впервые) CD4 Т-клетки в образцах крови, полученных от 13 ВИЧ-инфицированных больных. Аналитический компьютерный метод, разработанный Израилем Тоджалом да Сильвой (Israel Tojal da Silva), научным сотрудником лаборатории, позволил в геноме каждой клетки выявить сайты интеграции, куда встраивается ВИЧ при заражении.

"Учитывая размер человеческого генома, крайне маловероятно, что вирус повторно внедрится в одно и то же место в геноме. Поэтому, если множество клеток содержали вирус с идентичным сайтом присоединения, мы классифицировали их как клоны. Но, если у клетки уникальный сайт интеграции, мы предполагали, что эта клетка является уникальной", - добавила Кон.

Ученые протестировали 75 вирусных последовательностей, полученных из клонов Т-клеток, для того, чтобы определить, обладают ли эти клетки потенциалом синтезировать ВИЧ. Оказалось, что не могут.

"Мы, конечно, не можем исключить возможность того, что какой-нибудь клон Т-клеток может содержать активный вирус, однако, похоже, что латентный резервуар, а также потенциальная мишень для терапии, сохраняются в более редких единичных клетках, содержащих уникальные интеграции", - отметила Кон.