Пятница, 17 августа 2018 года

Итоги года. ТОП-10 новостей на тему ВИЧ/СПИДа

29 декабря, 2014 13:02
Итоги года. ТОП-10 новостей на тему ВИЧ/СПИДа | AIDS.UA
Автор: UNAIDS
AIDS.ua собрал десять наиболее важных новостей 2014 года, касающихся тематики ВИЧ/СПИДа.

В ООН намерены покончить со СПИДом к 2030 году

Авторы ноябрьского доклада Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) поставили цель покончить со СПИДом к 2030 году. Они считают, что добиться этой цели вполне возможно, если активизировать работу в этой области.

Основанием для оптимизма служат уже достигнутые успехи. Для того чтобы покончить со СПИДом в ближайшие 15 лет, считают эксперты, нужно достичь тройной цели: добиться, чтобы к 2020 году 90% ВИЧ-инфицированных знали о своем диагнозе, 90% из них получали лечение, а 90% этих людей имели пониженную вирусную нагрузку.

Новый подход предлагает сконцентрироваться на тех странах и группах населения, которые особенно подвержены эпидемии. 89% новых случаев ВИЧ-инфекции приходятся на 30 стран, в числе которых Украина, Россия и США. При этом, согласно докладу UNAIDS, обнародованному в июле 2014 года, из 35 миллионов людей, живущих с ВИЧ во всем мире, 19 миллионов не знают том, что у них положительный ВИЧ-статус.

ВИЧ мутирует, становясь менее опасным и заразным, выяснили ученые

Ученые Оксфордского университета в Англии по результатам многолетнего наблюдения за пациентами в Ботсване и ЮАР пришли к выводу, что вирус иммунодефицита человека со временем теряет силу и становится менее опасным и заразным, установили. Они обнаружили, что в результате борьбы за выживание вирус подвергается разрушительной мутации.

Со временем ВИЧ может стать почти безвредным, если он будет продолжать мутировать и дальше - ученые

Как выяснилось, вирусу, попавшему в организм человека, теперь требуется больше времени, чтобы вызвать СПИД. Ученые считают, что изменения, происходящие в вирусе, позволят более эффективно бороться с распространением болезни. Некоторые даже предположили, что со временем ВИЧ станет почти безвредным, если он будет продолжать мутировать и дальше.

Происхождение ВИЧ

В уходящем году группа ученых из разных стран мира обнародовала результаты исследования, касающегося возникновения ВИЧ. Выяснилось, что вирус иммунодефицита человека впервые появился в Киншасе, столице Бельгийского Конго, примерно в 1920 году, а оттуда распространился по колониальной сети железных дорог в другие области Центральной Африки.

Тогда Киншаса считалась крупнейшим городом Центральной Африки. В нем шла оживленная торговля мясом диких зверей, что могло повлиять на распространение ВИЧ, который развился из вируса, поражавшего шимпанзе, - вируса иммунодефицита обезьян. По мнению ученых, этот вирус сделал эволюционный скачок после контакта с зараженной кровью диких животных.

Дальнейшему распространению способствовал рост проституции и развитие транспортной сети. После обретения Конго независимости в 1960 году вирус попал в более широкие популяции: например, рабочие-мигранты с Гаити заразились и вернулись на родину. Позднее на Гаити заразились гости из США.

Ученые узнали, в каких клетках "прячется" ВИЧ

В 2014 также стало известно, почему вирус иммунодефицита остается в организме, несмотря на лечение. Большая часть человеческих клеток живет недолго, поэтому было неясно, как ВИЧ удается оставаться в организме десятилетиями, несмотря на эффективную антивирусную терапию.

Ученые предположили, что ВИЧ поражает стволовые клетки - самые долгоживущие клетки тела - но известные стволовые клетки разных органов, даже тех, что дают начало клеткам иммунной системы и крови, устойчивы к вирусу. Исследователи обнаружили, что новая группа Т-клеток, называемых стволовыми Т-клетками памяти, уязвима для ВИЧ и представляет собой самое долговременное "прибежище" для вируса.

Стволовые Т-клетки памяти уязвимы для ВИЧ и представляют собой самое долговременное "прибежище" для вируса

Стволовые Т-клетки памяти могут существовать в организме десятилетиями, производя новые Т-клетки разных групп. Если они при этом заражены вирусом, то будут производить инфицированные иммунные клетки. Ученые также установили, что у пациентов, принимавших антиретровирусные препараты, самый высокий уровень содержания вирусной ДНК был именно в этих клетках.

"Революционные" таблетки против ВИЧ наиболее эффективны при приеме во время секса

Французские исследователи сделали неожиданный вывод, что таблетки, которые могут снижать риск заражения ВИЧ вплоть до 90%, наиболее эффективны, если принимать их во время секса. Несмотря на то, что о препарате Трувада известно достаточно давно, результаты, полученные во время испытаний во Франции, ученые называют прорывом.

Испытания Трувады среди мужчин-геев были продлены после того, как ежедневный прием препарата продемонстрировал обеспечение беспрецедентной защиты тех, кто наиболее всего подвержен риску инфицирования. Впоследствии оказалось, что таблетки наиболее эффективны, если принимать их не ежедневно, а непосредственно во время секса. Кроме того, отмечается, что если таблетки принимать не ежедневно, а только во время секса, это существенно снижает медицинские затраты.

Mississippi baby не удалось полностью вылечить ВИЧ

В июле стало известно, что американской девочке из штата Миссисипи, которая стала своеобразным символом борьбы с врожденной ВИЧ-инфекцией, все-таки не удалось полностью излечиться. В ходе планового обследования в крови четырехлетней девочки, которую прозвали Mississippi baby, были обнаружены остатки вируса.

В крови четырехлетней девочки, которую прозвали Mississippi baby, были обнаружены остатки вируса

В 2013 году мир потрясла новость о том, что девочке в возрасте 2,5 лет удалось победить ВИЧ благодаря агрессивному лечению препаратами сразу же после ее рождения. Ребенок находился на лечении в течение 18 месяцев. Спустя несколько недель после прекращения терапии анализы не выявили наличия вируса в организме маленькой пациентки, и этот результат сохранялся более двух лет. Сейчас девочка проходит лечение антиретровирусными препаратами, которые, скорее всего, ей придется принимать на протяжении всей своей жизни.

Власти Украины утвердили госпрограмму по борьбе с ВИЧ/СПИДом

В октябре 2014 года Президент Украины Петр Порошенко утвердил государственную программу противодействия ВИЧ-инфекции/СПИД на сумму 6,3 млрд гривен. Программа будет действовать до 2018 года. Ее главными целями является: снижение уровня заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИДа, предоставление качественных и доступных услуг по профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции, а также услуг по лечению, уходу и поддержке людей с ВИЧ.

Украина остается лидером в Европе по масштабам распространения ВИЧ-инфекции. По данным UNAIDS, в Украине с ВИЧ-инфекцией живет до 270 тысяч человек. И только каждый второй знает о своем диагнозе. В этом году в Украине зарегистрировано как минимум 16 500 новых случаев заражения ВИЧ.

Украина получила помощь из-за рубежа

Однако без помощи из-за рубежа Украине не обойтись. В декабре стало известно, что правление Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией одобрило заявку Украины на трехлетнее финансирование объединенной программы противодействия туберкулезу и ВИЧ/СПИДу на общую сумму в размере 133 млн 881 тыс. 757 долларов.

Украина в течение трех лет получит от международных доноров 133,9 млн долларов

Финансирование будет осуществляться в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года. Средства получат: Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине (68 млн 799 тыс. 281 дол.), "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД" (60 млн 406 тыс. 308 дол.) и "Украинский центр контроля за социально опасными болезнями МОЗ" (4 млн 676 тыс. 168 дол.).

Новым главой МОЗ Украины стал Александр Квиташвили

В декабре Украина получила нового министра здравоохранения. Ведомство возглавил Александр Квиташвили, который ранее занимал аналогичную должность в Грузии. Квиташвили призван провести в украинской медицине необходимые реформы.

Сделать это будет крайне сложно, ведь, по данным общественных организаций, даже после смены власти коррупционные схемы в Минздраве никуда не исчезли. В частности, Минздрав обвиняли в закупках лекарств по завышенным ценам, а также в затягивании тендеров, из-за чего многие ВИЧ-позитивные не получат вовремя необходимую медпомощь.

В США и Израиле гомосексуалам разрешили сдавать кровь

После многолетних споров в США и Израиле все-таки решили отменить пожизненный запрет мужчинам-гомосексуалам и бисексуалам выступать донорами крови. В этих странах, согласно официальной позиции, мужчины-гомосексуалы не имели права становиться донорами, так как они подвержены повышенному риску заражения ВИЧ, гепатитом В и другими инфекциями, которые могут передаваться через кровь. ЛГБТ-сообщества пытались повлиять на существующее правило, утверждая, что ограничения порождены гомофобией, а не данными современных исследований.

В результате был сделан вывод о необходимости отменить запрет и предоставить геям, которые хотят сдавать кровь, 12-месячный период, в течение которого они должны воздержаться от интимных отношений с другими мужчинами, после чего они могут сдавать кровь. Похожие законы уже действуют на территории Великобритании, Канады и Австралии.

Данный дискриминационный запрет по-прежнему действует в некоторых странах Европы, однако в июле Европейский Суд признал запрет на донорство крови для геев в Швейцарии "открытой непрямой дискриминацией".