Суббота, 19 мая 2018 года
Надежда Ватулева

руководитель проекта Fashion AID

Когда затихает крик и на сцену выходит Мадонна

12 января, 2016 09:38
Крик встретил меня на входе на выставку Эдварда Мунка в Вене. При этом «Криком» была не только самая известная литография художника, но и ощущение, окутавшее меня в первом же зале с практически лишёнными цвета изображениями.


krik

Мне казалось, что пространство сжимается вокруг, как в «Пене дней» Виана, и вот-вот либо вытолкнет наружу, либо аккуратно раздавит так, чтобы не забрызгать дорогие работы.

Приблизительно те же ощущения я испытываю, встречаясь с болью других людей и их просьбой о помощи. Множество «волонтёров» с прозрачными коробками на дороге притупили желание отдавать деньги непроверенным людям, оставив рефлекс опускать глаза и испытывать при этом тягостное чувство вины. Дети, старики, бездомные, детские дома, больницы, армии - всегда трудно сделать выбор и решить, кому же помочь и как.

Часто не успевая сесть в лифт или проскочить на зелёный сигнал светофора, я начинаю фантазировать, как бы развивался мой день дальше, будь я попроворней; или как бы изменилась вся моя жизнь, поступи я в театральный, или поди все таки работать в школу учителем французского языка, а что было бы, родись я в другой стране...

На выставке у меня сложилось впечатление, что Мунк тоже любил поразмышлять над возможными вариантами развития событий. Повторяя один и тот сюжет, в каждую из нескольких копий своих черно-белых литографий, офортов или гравюр он вводит разные цветовые пятна, демонстрируя, что варианты возможны, их может быть много или мало, но они есть и мы всегда можем выбрать.

Я выбираю выбирать! Я понимаю, что я не могу помочь сразу всем, но можно начать с малого, с того, до чего можно дотянуться рукой, с того, что встречаешь каждый день: я могу отдать свой йогурт удивлённому бомжу; могу купить вкусную булку дедушке, каждый день сидящему у входа в кондитерскую; могу делать подарки незнакомым нуждающимся детям; всем офисом мы можем не выбрасывать пластиковые крышки от бутылок, чтобы помогать собирать средства на протезы воинам АТО, а ещё мы можем показывать пример тем, кто не знает с чего начать.

Кульминационным моментом выставки для меня стала «Мадонна». Обнажённая «дева» в похотливой позе с томным взглядом сочетает в своём образе сразу «две архетипные художественные фигуры девятнадцатого столетия - фамфаталь(роковая женщина) и фамфражиль (хрупкая женщина). Этот смешанный тип складывается путём взаимодействия неподвижности и движения*». «Быть или не быть», «делать или не делать» - извечные темы, терзающие не не только умы философов, но и каждого мыслящего человека.


madonna

К чему я веду? К тому, что всегда есть две крайности – творить добро всем без разбора или разочароваться и не помогать совсем никому. Но ещё есть и серое туманное поле, лежащее где-то посредине. Чтобы его пройти нужно приложить больше усилий или потратить время, но идя по нему мелкими шажками вы сможете если не увидеть, то по крайней мере представить, как ваша пусть и небольшая помощь меняет чью-то жизнь к лучшему.

*из описания работы в музее «Альбернина», Вена, Австрия

Новости
Авторы
Весь список